С мест приходят сведения об очередной попытке рассказать что черное, это белое и что плохое, это хорошее...
"Пермь-36" вернулся? В Прикамье снова рассказывают о националистах-"диссидентах"
Сегодня в Добрянке закрывается выставка, посвященная, как утверждают ее создатели, "правозащитникам, диссидентам, активно выступавшим за соблюдение прав человека в Советском Союзе". На экспозиции под названием "Пермские политлагеря. 1972-1992 гг." – все те же знакомые лица с теми же недосказанными описаниями. И националист Левко Лукьяненко, и "лесные братья" Балис Гаяускас с Василем Овсиенко привычно представлены как "узники совести".
Содержание этих плакатов знакомо пермякам с эпохи правления общества "Мемориал" в музее – бывшей колонии "Пермь-36". Уже четыре года музеем управляет государство, но дух его прежних идеологов все еще где-то рядом. На сей раз – в здании администрации Добрянского района.
Выставка "о несогласных" (так ее назвали в администрации Добрянского района) открылась в зале Добрянского архива 22 августа. Сегодня – последний день ее работы. Экспозицию представило пермское отделение общества "Мемориал", а поддержали – министерство культуры Пермского края и Фонд президентских грантов.
В администрации Добрянского района заверили, что выставку создавали профессиональные пермские историки, много лет посвятившие изучению темы политических репрессий в СССР.
"В Советском Союзе политические репрессии в отношении собственных граждан были важной частью внутренней политики. Выставка рассказывает о трех политических зонах, расположенных в Пермском крае в последние 20 лет существования советской власти. Так называемый "Пермский треугольник" начал создаваться в 1972 г. и ставил своей целью полную изоляцию всех несогласных с официальной политикой. В первую очередь выставка посвящена правозащитникам, диссидентам, активно выступавшими за соблюдение прав человека в Советском Союзе", – говорится на сайте Добрянского района.
Среди несогласных – известные заключенные колонии ИТК-36 Левко Лукьяненко, Балис Гаяускас, Василий Овсиенко – с небольшим описанием биографии каждого из них.
Левко Лукьяненко – "организатор рабоче-крестьянского союза, ставившего своей целью конституционный выход Украины из состава СССР на основании конституционного права нации на самоопределение".
При этом на стенде не указано, что Лукьяненко был ярым националистом, сочувствовавшим идеям запрещенной в РФ организации ОУН-УПА, до последних дней своей жизни заявлявшим о необходимости войны с Россией.
7 июля Левко Лукьяненко не стало в возрасте 89 лет. В связи с этим украинские СМИ вспоминают его ярчайшие высказывания. В одном из выступлений он мечтает о демонтаже Российской Федерации "ради реальной свободы Украины, для национальной свободы... народов, находящихся в московском колониальном ярме". Далее "ТСН Украина" приводит призывы, которые редакция не может разместить, так как они имеют признаки нарушения законов РФ об экстремизме, разжигания ненависти или вражды, словом, караются по правовым нормам Российской Федерации даже в случае публикации.
На одном из стендов новой пермской выставки говорится, что "националисты" была второй по численности категорией заключенных в прикамских колониях. "Большинство из них составляли украинцы, литовцы, эстонцы и латыши, участники борьбы за независимость своих республик, как вооруженной, так и мирной", — сказано на плакате.
Добрянские СМИ, видимо, для подстраховки, опасливо "закавычивают" представленных на выставке диссидентов.
"Сотрудник "Мемориала" Иван Васильев "доступно и нескучно рассказал зрителям, как жили "антисоветчики", "шпионы", "коллаборанты", "беглецы" и другие "несогласные" в трех исправительно-трудовых колониях близ Чусового", – пишет районная газета "Камские зори".
Однако пермская общественность опять взбудоражена.
"В Пермском крае восстанавливается работа по героизации нацистов и бандеровцев. Как было раньше в "Пермь-36". Думаете, это как-то связано с курсом властей на либерализацию?" – написал на своей странице на "Фейсбуке" активист пермского отделения движения "Суть времени" Павел Гурьянов.
В Добрянском архиве не ожидали претензий общественников к содержанию выставки.
"Это не наша выставка! Краевое отделение общества "Мемориал" обратилось к нам. На выставке представлены репрессированные, пермские политлагеря Пермь-35, 36, 37, бараки, как эти лагеря выглядели, репрессированные – люди, которые туда были сосланы. Мы не разрабатывали эту выставку, и открывали ее не мы, мы комментарии по этой выставке не даем", – сообщила Накануне.RU заместитель начальника отдела архива Валентина Ивакина.
Начальник отдела Елена Перервина подтвердила, что инициатива провести выставку принадлежала "Мемориалу".
"Мы просто разместили выставку по просьбе "Мемориала", и никакой информации, никакие комментарии по ней мы не даем", – ответила собеседница Накануне.RU.
Вероятно, общество "Мемориал" тоскует по "Перми-36". Вчера на сайте организации появилась статья "Слишком много свободы", в которой правозащитники вспоминают об утраченном руководстве бывшей колонией.
"Мы не ограничивались рассказом о ГУЛАГе и репрессиях, а говорили об истории сопротивления коммунистическому режиму вплоть до 1991 года, – вспоминает создатель музея и его первый руководитель Виктор Шмыров. – Иностранцы, приезжавшие на проходивший у нас фестиваль “Пилорама”, говорили, что не ожидали встретить такую свободу в России именно здесь, в таком месте. Кто-то понял, что свободы становится слишком много".
"Сегодня "Пермь-36" несет миру другое сообщение – не о репрессиях и не о сопротивлении. Это по преимуществу рассказ о быте зоны строгого режима, буднях заключенных и охраны в духе "родная отчизна меня бережет, сначала посадит, потом стережет", – сетуют представители "Мемориала".
В "Сути времени" пообещали поработать над тем, чтобы выставка про политлагеря больше не открывалась.
"Здесь нет ничего удивительного, стоит вспомнить музей "Пермь-36" в бытность под руководством "Мемориалом". Там тогда говорили, что Сталин хуже Гитлера, рассказывали байки о страданиях "политзаключенных", что у украинских националистов «своя правда». А о том, что в пермских колониях 35, 36 и 37, помимо так называемых диссидентов, сидели террористы, предатели, пособники нацистов, — об этом почему-то умалчивали, пока мы не стали данную тему поднимать", – сообщил Накануне.RU активист "Сути времени" Сергей Вилисов.
Напомним, что с лета 2014 г. музеем "Пермь-36" руководит государственное учреждение "Мемориальный комплекс политических репрессий", до этого за идеологию музея отвечала автономная некоммерческая организация "Пермь-36". За это время АНО "прославилась" на всю страну своей деятельностью по обелению бывших заключенных колонии ИТК-36 и фальсификации истории. В начале 2016 г. НКО объявила о самоликвидации: организацию признали "иностранным агентом".
Взято отсюда https://www.nakanune.ru/articles/114269/
В принципе ничего принципиально нового здесь нет. Дело в том, что начиная эдак так если не с конца 80-х, то с 1991 года точно, основная идеология нашей страны были именно антисоветизм и антикоммунизм. И эта идеология очень интенсивно, я бы даже сказал агрессивно продвигалась везде - по телевидению, в газетах, на выставках, в общем везде, где можно и где нельзя.
Так продолжалось до того момента, когда властям предержащим вдруг внезапно стало ясно, что дальнейшее проведение антисоветско-антикоммунистического дискурса угрожает самому существованию России как суверенного государства. Ибо все, что есть в нашей богоспасаемой (Пока!) державе замечательного, сделано благодаря Советской власти и коммунистами. И получается с нашей историей как в той юмористической сценке - тут играем, тут не играем, а тут рыбу заворачиваем... Например, проводим парад посвященный параду 7 ноября 1941 года, но то, чему этот самый парад посвящен и почему он проводился именно 7 ноября, а не 6,8, или 5 - не говорим.. Низ-зя...
В общем печально все... Дело в том, что проводить такую политику долг не получится. Придется выбирать. Или ту сторону, или эту. Или сторону Добра, или... В конце концов, самые последовательными антикоммунистами были фашисты. Так что, когда мы дрейфуем в сторону антисоветизма или антикоммунизма мы дрейфуем в сторону фашизма. Современная Украина не даст соврать
Journal information