nickol1975 (nickol1975) wrote,
nickol1975
nickol1975

Categories:

Собор преподобного Исаакия Далматского

Оригинал взят у mamlas в Собор преподобного Исаакия Далматского
Ещё храмы Петербурга
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у deletant
Исаакиевский собор
Прогулки с дилетантом / Питер-2013

Исаакиевский собор - второй по размеру православный храм в мире после храма Христа Спасителя.

Ещё об Исаакие


Собор посвящён Исаакию Далматскому, почитавшегося Петром I, родившимся в день памяти святого, 30 мая. Нынешний собор - четвёртый по счету на этом месте.

2.

Первый храм был переоборудован в 1706 году из чертёжного амбара. Здесь в 1712 году царь венчался с Екатериной Алексеевной.


3.

Вторая, каменная церковь была заложена в 1717 году, но закончена только в 1727, уже после кончины императора. Она находилась ближе к берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Однако, из-за размытия грунта водами реки было решено церковь разобрать и построить новую подальше от берега.


4.

Третий храм начали строить в 1768 году на современном участке по проекту Антонио Ринальди, но дело шло медленно, а после смерти Екатерины II вовсе остановилось, архитектор уехал за границу. Наскоро достроенный архитектором Винченцо Бренна по указанию Павла I храм получился нелепым, как заметил современник: „Се памятник двух царств, обоим столь приличный. На мраморном низу воздвигнут верх кирпичный”. Из проекта Ринальди исчезли четыре малых купола и целый ярус колокольни.


5.

Третий храм не соответствовал парадному центру столицы, и уже в 1809 году был объявлен конкурс на новый собор. Автором проекта был выбран французский архитектор Огюст Монферран.


6.

Начав работу над проектом в 1818 году, Монферран посвятил стройке следующие 40 лет, до последнего дня жизни.


7.

Храм стоит на 10 762 сосновых сваях. Ещё до стен были построены четыре 12-колонных портика собора. Цельные гранитные колонны были вырублены из скалы под Выборгом.


8.

Массивный купол с 24 колоннами опирается на четыре мощных пилона.


9.

Для облегчения конструкции Монферран предложил сделать купол не кирпичным, а металлическим. При золочении медных пластин, покрывающих купол, отравились ртутью и погибли 60 мастеров.


10.

Над интерьером собора трудились такие знаменитые художники и скульпторы, как Карл Брюллов, Иван Витали, Пётр Клодт и другие.


11.

Западая часть собора была отведена под изображения из Ветхого Завета.


12.

Восточная была оформлена изображениями эпизодов из жизни Христа.


13.

Арочный потолок кроме росписей был украшен многочисленной позолоченной скульптурой и лепниной.


14.


15.

Деревянные скульптуры покрыты сусальным золотом.


16.


17.

Кафедра священника была выполнена из резных деталей ценных прод дерева.


18.


19.

Пол в соборе выложен мрамором различных оттенков.


20.


21.

На некоторых плитках заметно неравномерное стирание разных слоёв мрамора.


22.

В храме представлено 150 художественных панно и картин.


23.

Живопись была выполнена масляными краскам по специальному грунту.


24.

Перед росписью стены собора штукатурили, разогревали жаровнями до 100-120 °С, и затем наносили несколько слоёв мастики.


25.

Сложность технологии и невысокое качество основы становилось причиной того, что часто картины приходилось удалять и наносить заново.


26.


27.

С 1851 года был решено для оформления интерьеров использовать мозаику.


28.

Картины заменялись смальтовыми панно вплоть до 1914 года, сейчас этот процесс продолжается.


29.

Для освещения пространства под куполом в барабане предусмотрено 12 больших окон.


30.

Под каждым окном находится изображение одного из апостолов.


31.

Плафон главного купола был расписан Карлом Брюлловым.


32.

На нём изображена Богоматерь в окружении святых.


33.

Отдельного внимания заслуживают входные двери в храм.


34.

Они отлиты по проектам скульптора Витали и сплошь украшены гравюрами на библейские темы.


35.

Каждая дверь - целый скульптурный комплекс, который можно долго и с интересом разглядывать.


36.


37.


38.


39.


40.

Часть сюжетов относится к русской истории.


41.


42.


43.

Здесь есть и князья,


44.

и священнослужители.


45.

Самый поздний из имеющихся на дверях сюжетов иллюстрирует перевозку Петром I мощей Александра Невского из Владимира в Петербург.


46.

Обратимся к алтарной части храма.


47.

В соборе три алтаря, правый посвящён Александру Невскому.


48.

Левый - Великомученице Екатерине.


49.

Главный алтарь посвящён Исаакию Далматскому.


50.

Он украшен колоннами из афганского лазурита и уральского малахита, последние крупные запасы которого пошли на эти десять колонн.


51.


52.

Иконостас украшен многочисленными изображениями Спасителя в разные периоды его бытия.


53.


54.


55.

Но самое необычное изображение Христа скрывается за Царскими вратами. Этот витраж, характерная деталь католических церквей, появился здесь с одобрения Николая I и Священного Синода. Эскиза витража нарисовал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Изготовлением руководил М. Э. Айнмиллер, глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 м², детали скреплены свинцовыми пайками. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. И сейчас он служит образцом для витражей в строящихся новых храмах.


56.


Колоннада Исаакиевского собора

Подъём на колоннаду Исаакиевского собора - достаточно известный туристический маршрут, даже популярнее посещения самого внутреннего помещения храма.


57.

В начале маршрута нужно подниматься по винтовой каменной лестнице в одном из углов здания.


58.

Лестница находится под одной из колоколен церкви.


59.

Дальше туристы оказываются прямо на крыше, откуда на барабан ведёт шаткая металлическая лестница.


60.

Лестница выполнена из тонких металлоконструкций, чтобы не портить вид памятника. Судя по самодельному её виду, собирали её прямо на месте.


61.

С лестницы открывается вид на кровлю и спины евангелистов с архангелами.


62.

Оказавшись на колоннаде, туристы обходят купол Исаакия по кругу, следуя указаниям аудиогида.


63.

Меня порадовало то, что в одной из колоколен вместо лестницы установили лифт, что позволит подняться на колоннаду и тем, кто раньше не мог этого сделать из-за физических ограничений.


64.

В остальных башенках устроены звонницы.


65.

Предлагаю осмотреть город с колоннады по кругу против часовой стрелки.


66.

Вдалеке на западе видна гладь воды Невской губы Балтийского моря. На её фоне - шпиль Морского вокзала, построенного в 1984 году, который в скором времени будет снесён. Чуть ближе к нам - византийский купол церкви Милующей иконы Богоматери. Ещё ближе, к пристани на набережной Лейтенанта Шмидта пришвартован круизный лайнер. На переднем плане - купол домовой церкви Николаевского дворца.


67.

Чуть левее за скопищем портовых кранов можно разглядеть Константиновский дворец в Стрельне.


68.

В юго-западном направлении открывается широчайшая панорама плотной городской застройки.


69.

Перед голубыми куполами Троице-Измайловского собора видна 46-метровая каланча Спасской полицейской части. Справа за собором виден остов заброшенного цеха погибшего завода подъёмно-транспортного оборудования, когда-то выпускавшего крупнейшие в мире краны. В левом краю снимка с трудом просматривается крошечная башня Варшавского вокзала, а из-за неё выглядывает верхушка транспортно-пускового контейнера железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Молодец».


70.

Что же касается самого собора, то при его реконструкции в 2006 году сгорел центральный деревянный купол, венчавший храм с 1835 года.


71.

К югу от Исаакия лежит одноимённая площадь с памятником Николаю I на ней. За площадью парадный и строгий Мариинский дворец, построенный в 1844 году для дочери императора, Марии Николаевны. Сейчас во дворце находится ЗАКС.


72.

Вид на юг. На переднем плане - шпили Дома городских учреждений начала XX века. Чуть поодаль, правее - кирпичная Воскресенская церковь, построенная на средства членов Всероссийского Александра Невского общества трезвости.


73.

Дальше тянутся однообразные кварталы старых домов, за которыми теряются в дымке современные микрорайоны.


74.

Унылую панораму оживляют только трубы электростанции № 1, одна из которых не работает и накрыта сверху колпаком.


75.


76.


77.

А совсем близко от Исаакия, на крыше гостиницы W St. Petersburg, работает летняя ресторанная площадка miXup.


78.

К юго-востоку от собора открывается вид на историческую часть Петербурга, Невский проспект. Над крышами выделяется купол Казанского собора.


79.

На востоке блестят кресты Смольного собора. Перед ним могла бы стоять 140-метровая колокольня, а за ним - 400-метровая «кукурузина» Охта-Центра. На колокольнях собора также работают смотровые площадки, и спустя несколько дней мы попали и туда.


80.

Постепенно мы подобрались к самому центру города - Дворцовой площади. На фото - купол читального зала библиотеки, построенный в начале XX века и поначалу вызывавший негодование общественности, недовольной изменением вида здания Генерального штаба.


81.

А вот и сама площадь с Александровской колонной.


82.

Северо-восточный вид уже окрашен лучами заходящего солнца. На часах 22:00, но в Петербурге белые ночи.


83.

Шпиль Петропавловского собора и Адмиралтейства украшены фигурными флюгерами. Кораблик с Адмиралтейства хорошо знаком по заставке киностудии «Ленфильм», ныне переживающей плохие времена.


84.

Петербургская телебашня имеет высоту 310 метров.


85.

Мы почли совершили полный круг, перед нами снова воды Невы.


86.

Кунсткамера и Биржа.


87.

Чуть левее - комплекс зданий СПбГУ во главе в Двенадцатью коллегиями.


88.

Меншиковский дворец и Васильевский остров за ним, где выделяется шпиль Михаилоархангельского лютеранского собора.


89.

Свято-Екатерининская церковь у Тучкова моста.


90.

Северо-западное направление приходится снимать в сильном контровом свете.


91.

Сквозь подсвеченную Солнцем дымку различается Благовещенская церковь, а совсем на горизонте - градирни и трубы загородной Северо-Западной ТЭЦ, до которой 15 километров.


92.

Осмотрев город с высоты, пришло время спускаться. На этом закончился наш первый день в Питере, разбитый на восемь записей в журнале. Впереди было ещё двенадцать дней.


93.
Subscribe
promo nickol1975 february 24, 2013 20:11 12
Buy for 20 tokens
Портрет Павлика Морозова, созданный на основе единственной дошедшей до нас фотографии. nbsp;С началом т. н."Перестройки плавно переходящей в перестрелку" "демократы" и "либералы" всех мастей уничтожали всякую память о Советском Союзе, о его героях. Тогда все…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments