?

Log in

No account? Create an account

nickol1975

Пепел СССР стучит в моё сердце

Previous Entry Share Next Entry
Андропов-судоводитель и как Жириновский Ельцину реку не уступил / Воспоминания министра
nickol1975
Оригинал взят у mamlas в Андропов-судоводитель и как Жириновский Ельцину реку не уступил / Воспоминания министра
Ещё о дорогах и траспорте в СССР здесь, здесь и здесь, в т.ч. реки в СССР

«Можно решить проблему и без стрельбы»
Как СССР избежал очередного военного конфликта с Китаем в 1976 году. Из воспоминаний бывшего министра речного флота Леонида Багрова

Леонид Васильевич Багров – легенда речного флота России. 18 лет (с 1978 по 1996 годы) он командовал нашим речным флотом, вначале в ранге министра речфлота РСФСР, а затем как руководитель Департамента речного транспорта Минтранса РФ. ©

Ещё советские министры


Багров Леонид Васильевич, 1980-е

С разрешения Леонида Багрова газета «Совершенно секретно» публикует отрывки из книги его воспоминаний «Река – моё призвание».

Перестрелки советских и китайских пограничников

«Теперь о моих контактах с Юрием Владимировичем Андро­повым. В июне 1976 года я, в ранге первого замминистра речно­го флота РСФСР, исполнял обязанности министра во время его длительной болезни. По субботам мы, как правило, работали на своих постах и, если не случалось аварий или иных ЧП, после обеда уезжали на отдых. В одну из суббот, около одиннадцати часов утра, раздался звонок из приёмной председателя КГБ Юрия Андропова с пред­ложением прибыть к 12:00 к нему на беседу. Повестка – на мес­те, никаких документов не требуется. Я, конечно, заволновался, проверил в спецотделе, нет ли просроченных или неисполнен­ных документов. В здании на Лубянке меня встретили и про­водили в приёмную. Только там я, кстати, узнал, что из окна приёмной председателя КГБ СССР были видны окна кабинета министра речного флота.

Министр речного флота РСФСР Леонид Багров (в центре)

Из-за закрытой двери кабинета Андропова были слыш­ны громкие голоса, видимо, там обсуждалась какая-то серь­ёзная проблема. Минут через десять меня пригласили в кабинет председателя. Высокий худой человек в очках встал из-за стола и, подойдя ко мне, громко сказал собравшимся: «Всё, прекраща­ем дебаты. Вот пришёл сугубо гражданский человек, сведущий в своём деле. Сейчас я вкратце изложу ему суть вопроса, и как он скажет, так и порешим». Признаться, я оробел, и не напрасно: выслушав Юрия Владимировича, я понял, что дело очень серь­зное.

Суть вопроса состояла в следующем: стрелять ли в китай­цев, самовольно, без согласования с советской стороной, снима­ющих красные бакены и береговые знаки у правого, китайского, берега реки Амур (по-китайски – Хэйлунцзян). По действовав­шему с 1945 года соглашению, плавучая и береговая обстановка судового хода и с левого, и с правого берега реки обслуживалась советскими речниками-путейцами. Так как Китай в те годы располагал на Амуре только малотоннажными судами с небольшой осадкой, китайцам не нужны были буи, бакены и створные зна­ки, ограждавшие глубоководные фарватеры, поэтому в какой-то момент китайцы решили снимать их в одностороннем порядке. Наши путейцы из Амурского БУПа тут же всё восстанавливали, иначе барже-буксирные составы, состоящие из мощных толка­чей и большегрузных барж, не могли бы безаварийно завозить грузы на Сахалин и в другие районы Севера и Хабаровского края.

Операции по восстановлению путевой обстановки прово­дились под прикрытием пограничных судов Амурской военной флотилии, имели место и перестрелки советских и китайских пограничников.

Руководство погранвойск настаивало на жёстких мерах. В случае новых попыток китайцев снять наши знаки судоходной обстановки предлагалось дать им решительный отпор, вплоть до стрельбы на поражение. Соответствующие главки МИД поддерживали пограничников, мотивируя свою позицию не­обходимостью завоза грузов на Сахалин для развития угольной и нефтедобывающей промышленности. Именно эту тему и обсуждали два генерала КГБ, командую­щий погранвойсками, высокопоставленный работник МИД и представитель Хабаровского края. Как я понял, Андропов был их оппонентом, так как опасался военного конфликта. Он приводил свои аргументы, но, видимо, не мог убедить военных. Я, конечно, тоже не хотел, чтобы речной флот стал первопричи­ной военного конфликта с Китаем, и стал лихорадочно сообра­жать, как лучше и убедительнее аргументировать свою позицию.


Торжества по случаю присвоения пассажирскому лайнеру имени «Юрий Андропов»

То, что Юрий Андропов был профессиональным судоводителем и успешно закончил Рыбинский речной техником, было извест­но и мне, и всем участникам обсуждения. Из практики обстанов­ки судовых ходов я знал, что для экономии средств на прямо­линейных участках рек иногда выставлялись бакены только правого или только левого берега с указанием не удаляться от кромки судового хода на 30–50 метров. Это обеспечивало безо­пасный проход судов по данному участку водного пути. Поэтому я и предложил увеличить вдвое число левобережных знаков с требованием каждому судоводителю обеспечить удаление от ле­вобережной кромки судового хода не более чем на 50 метров, что позволяло обходиться вообще без правобережных красных бакенов. В итоге вопрос о защите плавучих знаков со стороны китайской кромки судового хода отпадал за ненадобностью.

Внимательно выслушав меня, Юрий Владимирович Андро­пов воскликнул: «Ну вот, что я вам говорил! Можно решить эту проблему и без стрельбы. А теперь пойдёмте чай пить», – и вы­звал дежурного офицера.

Ещё раз с проблемами речного флота Андропову при­шлось столкнуться в период расследования катастрофы теп­лохода «Александр Суворов», произошедшей 5 июня 1983 года в городе Ульяновске.

Штурман-судоводитель торгового флота СССР

Моя работа на речном транспорте связана и с именем этого выдающегося человека, чья жизнь, к огромному сожалению, оборвалась всего через 15 месяцев после избрания главой Советского государства. Юрий Владимирович Андропов остался в памяти подавляющего большинства советских людей как умный, жёсткий, но справедливый лидер. Мы все были уверены тогда, что после потрясений и разболтанности периода Л. И.Брежнева и К. У.Черненко порядок в стране будет наведён. Убеждён и я, что, пробудь он на своём посту ещё несколько лет, и советский строй был бы сохранён, партия под руководством настоящего лидера-патриота, я бы сказал, современного Дзержинского, смогла бы, очистив корпус своего корабля от «ракушек» и «прилипал», восстановить свой авторитет в глазах народа. Но, видимо, не всем в правящей тогда элите нужен был порядок, и на вершине государственной пирамиды оказался Михаил Горбачёв с его перестройкой. В конечном итоге это привело страну к катастрофе, и при полном попустительстве ельцинской команды способствовало приходу к власти российской мафии.

Я искренне считаю, что мне очень повезло, что я познакомился с этим великим человеком. Велик он, по-моему, тем, что пошёл на огромный риск, начав борьбу с полностью связанной круговой порукой системой управления, за которую цеплялись наши тогдашние руководители, которые, в силу своего преклонного возраста, отвергали необходимость реформ хозяйственной системы. К ним в этот период своей деятельности относились, с моей точки зрения, А. П.Кириленко, М. А.Суслов, В. В.Гришин, В. И.Устинов, В. В.Щербицкий, Д. А.Кунаев и другие, а также зарубежная «гвардия» Эрик Хонеккер, Густав Гусак, Янош Кадор, Тодор Живков, Эдвард Терек.

Авторитет Юрия Владимировича Андропова в народе и правительственных кругах был огромен, что и позволило ему пойти ва-банк. Будучи настоящим патриотом и бесстрашным коммунистом, он понимал, что без реформ общество так называемого развитого социализма, в том виде, в котором оно тогда существовало, не только дискредитирует вполне жизнеспособную систему хозяйствования и советский строй, у которых были не только недостатки, но и достоинства, но и неизбежно приведёт к падению великого СССР. Это лично моя точка зрения, и я никому её не навязываю.

Речники всегда гордились тем, что путёвку в жизнь и первые трудовые шаги Юрий Андропов получил в их рядах: сначала окончил Рыбинский речной техникум, получив квалификацию и диплом штурмана-судоводителя, а затем прошёл трудовую школу на грузо-пассажирском пароходе «Механик», работавшем на линии Рыбинск – Тверь. Уроки работы во флотском экипаже, обязательность добросовестного и безотказного исполнения судовых ролей пришлись ему по душе, и впоследствии он с удовольствием вспоминал: «…А вот боцман у нас в экипаже требовал исполнения расписания по тревогам безоговорочно».

Хочу познакомить читателей с некоторыми документами периода обучения Юрия Андропова в Рыбинском речном техникуме (1932–1936 годы), в числе которых:

• заявление о приёме в техникум речного судоходства от 22.03.1932г.;

• ответ секретаря учебной части т. Замолъ от 11.04.1932г. №С-112;

• сообщение капитана т/х «Яков Свердлов» т. Тазова о причинах задержки до 25 сентября 1933 года работавшего штурвальным на пароходе «Яков Свердлов» студентаI курса АндроповаЮ. В.;

• характеристика, данная т. Андропову Юрию Владимировичу капитаном т/х «Механик» т. Бусинским, за период его работы в штате команды парохода «Механик» в навигацию 1935 года;

• протокол заседания особой квалификационной комиссии от 6 апреля 1936 года о присвоении квалификации окончившим полный курс обучения по судоводительской специальности и получении диплома на звание штурманаI разряда речного и озёрного торгового флота СССР.


Президентский теплоход «Россия»

Гонка на теплоходе «Россия»

Президент Борис Ельцин неоднократно использовал теплоход «Россия» для служебных целей, проведения выездных совещаний, агитационных мероприятий, встреч с руководством приречных областей, а также для семейных поездок. Совместно со службой охраны президента, департа­ментом речного флота был разработан чёткий порядок про­ведения спецрейсов с участием президента, обслуживания теплохода в пути, во время шлюзования, стоянок в портах, бункеровочных операций, охраны и других мер безопаснос­ти. Предписывалось шлюзование теплохода во время спецрейса проводить вне очереди и обязательно в одиночку, то есть без допуска в камеру шлюза других судов.

В начале навигации 1995 года в Московское пароходство поступило указание администрации президента подготовить теплоход «Россия» для спецрейса Москва – Казань. При про­работке программы этой поездки президента обнаружилось, что в тот же день запланировано отправление из Московского Северного порта в Химках в круиз по Волге туристского тепло­хода «Илья Репин», арендованного активистами ЛДПР во главе с её председателем В. В.Жириновским. Это обстоятельство, естественно, усложняло проведение президентского рейса. На моё предложение судовладельцу туристского теплохода пере­нести на один день отправление из Москвы, мы получили категорический отказ Васильевой Веры Михайловны (а именно она организовывала арендный рейс активистов ЛДПР). Было ясно, что никакими аргументами Владимира Жириновского она не убедит, её ждут неприятности, а может быть, даже убытки за срыв рейса.

С другой стороны, мы не могли допустить параллельного движения двух теплоходов по верхневолжскому маршруту. Пришлось «напрячь» нижнюю команду теплохода «Россия» во главе с механиком – на одном из многокилометровых плёсов выжать из главных двигателей максимум возможного и опе­редить туристский теплоход как минимум на одно шлюзова­ние, с тем чтобы прибыть в главный город Поволжья Нижний Новгород в установленное графиком время. Экипаж теплохода «Россия» и диспетчерский аппарат с этой задачей справились блестяще.

Редакция благодарит Анну Астахову за помощь в подготовке материала


Пароход «Механик»

Пароход «Механик»

От помощника киномеханика
Андропова Юрия Владимировича


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять меня в техникум речного судоходства на от­деление судоводительское или судостроительное. В настоящее время я работаю помощником киномеханика. Рабочий стаж имею двухгодичный. Отца я лишился, когда мне было два года. Отец работал телеграфистом на железной доро­ге. Мать умерла год назад. В настоящее время я живу у отчима и работаю при железнодорожном клубе на станции Моздок.

Прошу ввиду большого расстояния точно сообщить то время, когда я должен буду прибыть в техникум. Прошу также обеспе­чить меня общежитием и стипендией, так как средств к даль­нейшему существованию не имею. Соответствующие документы прилагаю.

Мой адрес: станция Моздок Северо-Кавказской железной дороги.
При сем прилагаю марок почтовых для ответа.
Подпись 22.03.32г.

_______

Товарищу Андропову Юрию Владимировичу

Рыбинский речной техникум сообщает, что Вы приняты без испытаний наI курс судоводительского отделения. Предлагают Вам явиться в техникум для направления на предварительную летнюю плавательскую практику 25 апреля сего года, захватив с собой постельные принадлежности.

С-112
Секретарь учебной части Заметь
11.04.32г.

_______

В Рыбинский реч­ной техникум вод­ного транспорта

Сообщаю, что студентI курса судоводительского отделе­ния т. Андропов Юрий Владимирович, работающий штурвальным на пароходе «Яков Свердлов», по Вашему вызову не мог явить­ся вовремя, так как пароход работал в аренде Унжлеса в городе Горьком. Не имея достаточного штата команды, я не мог выполнять работы по спасению лесоматериала (приказ Наркомвода) и по­этому задержал такового до прибытия судна в Рыбинск 25 сен­тября 1953 года.

Капитан п/х «Яков Свердлов» Тазов
25.08.33г.

_______

Характеристика

Дана настоящая товарищу Андропову Юрию Владимировичу в том, что он, будучи назначен Рыбинским техникумом на вве­ренный мне п/х «Механик» практикантом, вполне оправдал своё назначение и через короткий срок был мною зачислен в штат ко­манды на должностьIII помощника капитана, где проявил уди­вительную способность к судовождению, интересуясь каждой мелочью. Дневные вахты вахтенного начальника нёс вполне са­мостоятельно с большим знанием своего дела.

Кроме успехов в судовождении товарищ АндроповЮ. В. имеет большие достижения и по хозяйственной линии и все возложен­ные на него задания исполнялись им вполне добросовестно. Особенно надо отметить черту ту, что он в каждом деле пользовался симпатией команды. За все время пребывания товарища АндроповаЮ. В. на парохо­де «Механик» таковой не имел ни одного выговора или замечания ни по одной линии.

Капитан п/х «Механик» Бусинский
_______

ПРОТОКОЛ №3 заключительного заседания особой квалификацион­ной комиссии по Рыбинскому речному техникуму по вы­пуску группы судоводителей набора 1932 года от 6 апреля 1936 года

СЛУШАЛИ: Итоги выпускных испытаний по дисциплинам, вы­несенным на квалификационную комиссию.

ПОСТАНОВИЛИ:

Считать окончившими с оценкой «отлично»:

т. КоротковаП. П.

Б) Считать окончившими с оценкой «хорошо»:

т. АндроповаЮ. В.

т. КочеринаБ. И.

т. СкороходоваИ. И.

т. СорокинаА. С.

т. ФетисоваА. Н.

Считать окончившими с оценкой «посредствен­но»: (14 человек)

СЛУШАЛИ: О присвоении квалификации окончившим полный курс обучения по судоводительской специальности.

ПОСТАНОВИЛИ: Присвоить право на получение Диплома на звание штурманаI разряда речного и озёрного торгового флота СССР т. АндроповуЮ. В., т. ЖарковуВ. П.

Председатель особой квалификационной комиссии


Леонид Багров
«Совершенно секретно», №10/387, 7 октября 2016

promo nickol1975 february 24, 2013 20:11 12
Buy for 20 tokens
Портрет Павлика Морозова, созданный на основе единственной дошедшей до нас фотографии. nbsp;С началом т. н."Перестройки плавно переходящей в перестрелку" "демократы" и "либералы" всех мастей уничтожали всякую память о Советском Союзе, о его героях. Тогда все…