В Украине продолжается активное переписывание Уголовно-процессуального кодекса. Кроме принятого Радой скандального закона №5610 (о заочном осуждении) на подходе еще ряд спорных поправок. В частности, в Раде готовятся рассмотреть законопроект №5490, который настолько ограничивает права подозреваемых на защиту, что его уже сейчас называют написанным «по методичкам НКВД».
После следствия сразу в суд
Пакет поправок в УПК (законопроект №5490) предлагает добавить та же группа авторов, что и писала закон о заочном осуждении (якобы направленный против бывшей власти, но по факту на них никак не влияющий, в силу того что закон не имеет обратной силы).
Эксперты, изучившие предлагаемые нововведения, говорят, что эти предложения ограничат права обвиняемых. «Когда идет досудебное расследование, следователь собирает доказательства, ведет допросы свидетелей, делает экспертизы. Сейчас после завершения следствия обвиняемому и его адвокату показывают все материалы дела, он знакомится с собранными против него аргументами. И только после этого дело идет в суд, на котором адвокат уже предоставляет свои доказательства в пользу обвиняемого. То есть существует состязательность процесса, две стороны имеют равные возможности», — объясняет «Вестям» юрист, экс-глава Госпенитенциарной службы Сергей Старенький.
По его словам, этот законопроект говорит о том, что материалы дела будут собраны, сшиты следователем и без предъявления обвиняемому и его защитнику будут переданы в суд. Другими словами, перед судьей не будет двух точек зрения, а одна, и суд на подготовительном заседании не будет знать позиции обвиняемого и его защиты.
«Это существенно сужает права обвиняемого, который не может высказать суду свою позицию своевременно. Если такой порядок действительно примут, это будет немного напоминать времена НКВД, когда человека забрали и говорят: «Докажешь все уже в суде», — добавляет Сергей Старенький.
[ Spoiler (click to open)]Против законопроекта высказались также в Главном научно-экспертном управлении ВР, назвав его противоречащим Конституции. По словам руководителя Василия Борденюка, при принятии новых законов запрещено сужать права и свободы.
Адвокаты уже представляют, как новый УПК будет выглядеть на практике. По словам Кирилла Казака, это означает меньшее количество времени для правовой помощи, сбора доказательств в пользу клиента. «Невозможно будет обжаловать действия/бездействия прокурора, поскольку досудебное расследование закончено и обвинительный акт передан в суд. Не будет возможности даже инициировать обжалование, подать жалобу прокурору или в суд», — сказал он нам.
В недоумении и его коллега Иван Либерман: «Это приведет к тому, что адвокат будет формальным лицом — как телохранитель без пистолета: вроде есть, но сделать ничего не может. А это уже попахивает тоталитарным режимом и возвращением в сталинские времена, где у людей не было никаких прав».
Раскритикуют в Европе
Кроме украинского юридического сообщества закон может не очень однозначно быть воспринят и в Европейском суде по правам человека, куда украинцы массово обращаются за защитой своих прав.
Фото УНИАН
«82% решений в ЕСПЧ принимаются в пользу наших соотечественников. А если еще добавится по таким случаям, то наше государство будет выглядеть перед цивилизованным миром тоталитарным, где на бумаге все хорошо, а де-факто права людей ущемляются. Поэтому правозащитникам, Национальной ассоциации адвокатов, Минюсту, уполномоченным по правам детей следует проводить круглые столы и разъяснять, чем это чревато. До того, как закон будет принят», — уверен Либерман.
Руководитель Харьковского офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Ирина Кузина, впрочем, считает, что закон непроходной: «На сайте Рады указано, что он не был включен в повестку. Так что, думаю, он так и останется под сукном, по крайней мере в этом виде. Его нужно серьезно дорабатывать».
Однако один из авторов закона Николай Паламарчук нам сообщил, что на доработку его не отправляли, а просто перенесли на другое заседание. «Разумеется, критика экспертов будет учитываться», — уточнил «Вестям» Паламарчук.
Поблажки для обвиняемых в терроризме
Принимая закон о заочном осуждении, Рада учла ряд пожеланий экспертов, критиковавших его после первого чтения. Но другие спорные новшества остались. «Убрали норму о вызове лица, место нахождения которого неизвестно, с помощью повестки по последнему месту жительства или с помощью публикации в официальном издании. Не прошли вопросы увеличения сроков досудебного расследования и содержания под стражей до 18 месяцев. Но при этом интересно изменили статью 469 УПК о соглашениях с прокурором. По преступлениям, связанным с терроризмом, людям разрешено заключать соглашение с прокурором, если они признают свою вину и выдают сообщников. Получается, всем остальным (например, обвиняемым по имущественным преступлениям) так делать нельзя, а для террористов сделали исключение», — говорит адвокат Ирина Кузина.
Источник