Оригинал взят у
Разговоры о создании специальной транспортно-боевой бронированной машины для морских пехотинцев российского ВМФ ходят давно. И вот сейчас они находятся на очередном витке активности.
На протяжении долгих лет в нашей стране для подразделений этого прославленного и элитного рода войск использовалась плавающая бронетехника, созданная в интересах Сухопутных войск. Справедливости ради стоит отметить, что техника эта нареканий у морпехов не вызывала. Более того, плавающие танки ПТ-76, БТР-50П, БТР-60ПБ, БТР-80, БТР-82А, БМП-3 и БМП-3Ф зарекомендовали себя в российских ВМФ и зарубежных ВМС как боевые машины, наиболее успешно способные решать задачи по высадке морского десанта. Так, например, в начале 2000-х годов в ходе одного из учений вооруженных сил ОАЭ произошел беспрецедентный случай, когда морской десант высаживался с десантных кораблей на БМП-3 в шестибалльный шторм. Сорок две машины из 43 успешно справились с задачей и дошли по неспокойному Персидскому заливу до аравийского берега.
[ Spoiler (click to open)]Но время выдвигает новые требования. Все чаще из уст морских пехотинцев стал звучать термин «загоризонтное десантирование». Это такой способ высадки, когда плавающие боевые машины покидают десантные корабли не у берега, а на удалении 40–60 км от него и на максимальной скорости, составляющей не менее 20 узлов, идут к берегу в районы высадки. При таком способе высадки снижается вероятность массовых потерь боевых машин до и в момент высадки.
Высокая огневая мощь БММП поддержит десант во время операций в глубине обороны противника на расстоянии до 10 км от берега.
По воде, аки по суху
Как сообщил на своей странице в социальной сети Facebook пользователь SergeyMosienko, в рамках планируемой к принятию в России Государственной программы вооружений на 2018–2025 годы планируется разработка семейства машин на базе боевой машины морской пехоты (БММП) ВМФ России. БММП предназначена для доставки по морю отделения морской пехоты к месту выполнения поставленной боевой задачи, уничтожения бронетанковой техники и живой силы противника, поддержки огнем десанта на всех этапах выполнения боевой задачи.
Шасси БММП должно быть унифицированным и обеспечивать создание на его базе противотанковых и зенитно-ракетных комплексов, самоходных орудий и минометов, командно-штабных, боевых разведывательных, ремонтно-эвакуационных, инженерных и санитарных машин.
Морская пехота должна иметь силы и средства, которые обеспечивают не только доставку, но и поддержку огнем десанта. Но для таких действий морской пехоте нужна соответствующая техника, способная преодолевать большие расстояния водного пространства с большой скоростью.
А что у западных партнеров?
На сегодняшний день подобная десантная боевая машина создана в США (AAAV – armoured amphibian assault vehicle – бронированная плавающая штурмовая машина), впоследствии название машины было изменено на EFV (expeditionary fighting vehicle – экспедиционная боевая машина). Есть еще похожая машина в китайских вооруженных силах – ZBD05. Особенностью данных машин является то, что при движении на плаву они используют принцип глиссирования, что позволяет им развить на воде скорость до 20 узлов (37 км/ч) и более. Для этого машины оснащаются убирающимся водоотражающим щитком больших размеров и кормовой аппарелью. Первый за счет работы водометного движителя обеспечивает подъем корпуса машины из воды, а второй не дает проваливаться под воду корме машины. Естественно, для обеспечения глиссирования и высокой скорости на плаву машины нуждаются в мощной силовой установке. Так, на американской EFV установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель MTU 833 водяного охлаждения с турбонаддувом. Особенностью данного двигателя является то, что он работает в двух режимах: обычном, развивая мощность 850 л. с., и морском, развивая мощность 2700 л. с. Во втором случае двигатель работает только на водометные движители и требует интенсивного охлаждения, для чего используется забортная вода.
В нашей стране до настоящего времени глиссирующие боевые машины пехоты или бронетранспортеры не создавались. Хотя был опыт оснащения танков типа Т-55 поплавками на подводных крыльях. Такое оснащение позволяло танкам преодолевать большие водные пространства, и при необходимости они могли в течение незначительного времени пересечь, например, пролив Ла-Манш.
В основном для проведения десантных операций планировалось задействовать десантные корабли на воздушной подушке, а одно время и экранопланы. Ведь все-таки основная задача этих машин – это высадка морских пехотинцев на берег и обеспечение их действий на суше. Другими словами, машина должна вести бой на суше. В этом случае все доработки для обеспечения высокой скорости на воде становятся ненужным балластом.
На последней выставке «Армия-2016», что прошла в г. Кубинка, на стенде ПАО «Курганмашзавод» демонстрировался образец плавающего бронетранспортера БТ-3Ф, созданного на базе знаменитой БМП-3. Машина способна транспортировать до 15 человек морских пехотинцев, не считая трех членов экипажа. Однако при всех положительных качествах машины ее скорость на плаву составляет 10 км/ч.
Сообщения СМИ о том, что в России появится новая боевая машина морской пехоты (БММП), наталкивают многих экспертов на мысль, что это все-таки будет глиссирующая машина. Тем более что проработки такой техники у нас уже велись. Макет машины представлялся в 2015 году на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Продемонстрированная БММП представляет из себя колесную боевую машину. При этом колеса при помощи специальной подвески при движении на плаву должны убираться в колесные ниши для уменьшения сопротивления воды. Машина оснащена специальным трансформируемым корпусом для уменьшения гидродинамического сопротивления и мощным газотурбинным двигателем ГТД-1250 (1250 л. с.), который устанавливается в танки Т-80У. БММП должна развивать максимальную скорость на суше до 55 км/ч, а при движении на плаву при волнении моря до двух баллов и волне высотой в 75 см – не менее 20 узлов (37 км/ч).
Вооружение перспективной БММП планируется установить идентичным модернизированной БМП-3, которое может обеспечить эффективную огневую поддержку морской пехоте на глубину выполнения боевой задачи батальона.
Какой вариант новой боевой машины морской пехоты увидит свет в России, покажет время.
Автор: Виктор Сергеев
для справки - США действительно сделали такую тачанку - EFV (Expeditionary Fighting Vehicle - Экспедиционная Боевая Машина) — амфибийная машина Корпуса Морской Пехоты США.

При движении по воде в передней и задней части откидываются два щита, облегчающие выход EFV в режим глиссирования. Задний щит в поднятом положении располагается на крыше. При движении по воде боковые части гусениц прикрываются двумя откидывающимися бортовыми щитами, при движении по суше щиты могут быть подняты и служат дополнительной защитой корпусу.
[ Spoiler (click to open)]
дорогая машина - нудна исключительно для десантных операций с моря. У РФ граница сухопутная в основном. Актуальна ли такая техника особенно с учетом дороговизны? Вот США планировлаи 1000 таких купить, в итоге снизили до 50))) и то не ясно - поставили на вооружение вообще? лет на 20 уже тормозят с проектом...
На протяжении долгих лет в нашей стране для подразделений этого прославленного и элитного рода войск использовалась плавающая бронетехника, созданная в интересах Сухопутных войск. Справедливости ради стоит отметить, что техника эта нареканий у морпехов не вызывала. Более того, плавающие танки ПТ-76, БТР-50П, БТР-60ПБ, БТР-80, БТР-82А, БМП-3 и БМП-3Ф зарекомендовали себя в российских ВМФ и зарубежных ВМС как боевые машины, наиболее успешно способные решать задачи по высадке морского десанта. Так, например, в начале 2000-х годов в ходе одного из учений вооруженных сил ОАЭ произошел беспрецедентный случай, когда морской десант высаживался с десантных кораблей на БМП-3 в шестибалльный шторм. Сорок две машины из 43 успешно справились с задачей и дошли по неспокойному Персидскому заливу до аравийского берега.
[ Spoiler (click to open)]Но время выдвигает новые требования. Все чаще из уст морских пехотинцев стал звучать термин «загоризонтное десантирование». Это такой способ высадки, когда плавающие боевые машины покидают десантные корабли не у берега, а на удалении 40–60 км от него и на максимальной скорости, составляющей не менее 20 узлов, идут к берегу в районы высадки. При таком способе высадки снижается вероятность массовых потерь боевых машин до и в момент высадки.
Высокая огневая мощь БММП поддержит десант во время операций в глубине обороны противника на расстоянии до 10 км от берега.
По воде, аки по суху
Как сообщил на своей странице в социальной сети Facebook пользователь SergeyMosienko, в рамках планируемой к принятию в России Государственной программы вооружений на 2018–2025 годы планируется разработка семейства машин на базе боевой машины морской пехоты (БММП) ВМФ России. БММП предназначена для доставки по морю отделения морской пехоты к месту выполнения поставленной боевой задачи, уничтожения бронетанковой техники и живой силы противника, поддержки огнем десанта на всех этапах выполнения боевой задачи.
Шасси БММП должно быть унифицированным и обеспечивать создание на его базе противотанковых и зенитно-ракетных комплексов, самоходных орудий и минометов, командно-штабных, боевых разведывательных, ремонтно-эвакуационных, инженерных и санитарных машин.
Морская пехота должна иметь силы и средства, которые обеспечивают не только доставку, но и поддержку огнем десанта. Но для таких действий морской пехоте нужна соответствующая техника, способная преодолевать большие расстояния водного пространства с большой скоростью.
А что у западных партнеров?
На сегодняшний день подобная десантная боевая машина создана в США (AAAV – armoured amphibian assault vehicle – бронированная плавающая штурмовая машина), впоследствии название машины было изменено на EFV (expeditionary fighting vehicle – экспедиционная боевая машина). Есть еще похожая машина в китайских вооруженных силах – ZBD05. Особенностью данных машин является то, что при движении на плаву они используют принцип глиссирования, что позволяет им развить на воде скорость до 20 узлов (37 км/ч) и более. Для этого машины оснащаются убирающимся водоотражающим щитком больших размеров и кормовой аппарелью. Первый за счет работы водометного движителя обеспечивает подъем корпуса машины из воды, а второй не дает проваливаться под воду корме машины. Естественно, для обеспечения глиссирования и высокой скорости на плаву машины нуждаются в мощной силовой установке. Так, на американской EFV установлен 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель MTU 833 водяного охлаждения с турбонаддувом. Особенностью данного двигателя является то, что он работает в двух режимах: обычном, развивая мощность 850 л. с., и морском, развивая мощность 2700 л. с. Во втором случае двигатель работает только на водометные движители и требует интенсивного охлаждения, для чего используется забортная вода.
В нашей стране до настоящего времени глиссирующие боевые машины пехоты или бронетранспортеры не создавались. Хотя был опыт оснащения танков типа Т-55 поплавками на подводных крыльях. Такое оснащение позволяло танкам преодолевать большие водные пространства, и при необходимости они могли в течение незначительного времени пересечь, например, пролив Ла-Манш.
В основном для проведения десантных операций планировалось задействовать десантные корабли на воздушной подушке, а одно время и экранопланы. Ведь все-таки основная задача этих машин – это высадка морских пехотинцев на берег и обеспечение их действий на суше. Другими словами, машина должна вести бой на суше. В этом случае все доработки для обеспечения высокой скорости на воде становятся ненужным балластом.
На последней выставке «Армия-2016», что прошла в г. Кубинка, на стенде ПАО «Курганмашзавод» демонстрировался образец плавающего бронетранспортера БТ-3Ф, созданного на базе знаменитой БМП-3. Машина способна транспортировать до 15 человек морских пехотинцев, не считая трех членов экипажа. Однако при всех положительных качествах машины ее скорость на плаву составляет 10 км/ч.
Сообщения СМИ о том, что в России появится новая боевая машина морской пехоты (БММП), наталкивают многих экспертов на мысль, что это все-таки будет глиссирующая машина. Тем более что проработки такой техники у нас уже велись. Макет машины представлялся в 2015 году на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Продемонстрированная БММП представляет из себя колесную боевую машину. При этом колеса при помощи специальной подвески при движении на плаву должны убираться в колесные ниши для уменьшения сопротивления воды. Машина оснащена специальным трансформируемым корпусом для уменьшения гидродинамического сопротивления и мощным газотурбинным двигателем ГТД-1250 (1250 л. с.), который устанавливается в танки Т-80У. БММП должна развивать максимальную скорость на суше до 55 км/ч, а при движении на плаву при волнении моря до двух баллов и волне высотой в 75 см – не менее 20 узлов (37 км/ч).
Вооружение перспективной БММП планируется установить идентичным модернизированной БМП-3, которое может обеспечить эффективную огневую поддержку морской пехоте на глубину выполнения боевой задачи батальона.
Какой вариант новой боевой машины морской пехоты увидит свет в России, покажет время.
Автор: Виктор Сергеев
для справки - США действительно сделали такую тачанку - EFV (Expeditionary Fighting Vehicle - Экспедиционная Боевая Машина) — амфибийная машина Корпуса Морской Пехоты США.

При движении по воде в передней и задней части откидываются два щита, облегчающие выход EFV в режим глиссирования. Задний щит в поднятом положении располагается на крыше. При движении по воде боковые части гусениц прикрываются двумя откидывающимися бортовыми щитами, при движении по суше щиты могут быть подняты и служат дополнительной защитой корпусу.
[ Spoiler (click to open)]

дорогая машина - нудна исключительно для десантных операций с моря. У РФ граница сухопутная в основном. Актуальна ли такая техника особенно с учетом дороговизны? Вот США планировлаи 1000 таких купить, в итоге снизили до 50))) и то не ясно - поставили на вооружение вообще? лет на 20 уже тормозят с проектом...
Journal information