В повестку пленарных заседаний Верховной Рады уже на на следующей неделе могут вернуться скандальные законопроекты на религиозную тематику, уже вызвавшие накал страстей в обществе. Что может измениться в церковной жизни Украины, разбиралась "Страна".
Что хотят проголосовать
По данным нашего издания, в проекте повестки следующей пленарной недели Верховной Рады, на 18 мая запланировано рассмотрения сразу двух "церковных" законопроектов.
Речь идет о законопроекте № 4511 (среди авторов которого депутаты от "Народного фронта" Дмитрий Тымчук, Сергей Высоцкий, член БПП Александр Бригинец и еще с десяток авторов, преимущественно входящих в коалицию) и законопроекте № 4128 (вышедшим из-под пера депутата "Народного фронта" Виктора Еленского, а также целого ряда депутатов от БПП и "Самопомощи").
[ Spoiler (click to open)]Первый документ (№ 4511) с громким названием "Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой Украины государством-агрессором" предполагает, что назначать митрополитов и епископов такие религиозные организации смогут только по согласованию с органами власти.
Эта статья даже на первый взгляд выглядит странно, учитывая, что, согласно Конституции, церковь в Украине отделена от государства. Но еще одна статья данного закона звучит куда конкретнее - если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центра в государстве-агрессоре, власть наделяется правом вообще ее запретить на территории Украины.
По ком звонит колокол
Несмотря на то, что в проекте не упоминается о какой именно конфессии идет речь, всем описываемым в нем критериям соответствует только одна - Украинская православная церковь (Московского патриархата).
Соавтор законопроекта, депутат от НФ Дмитрий Тымчук также неоднократно подтверждал, что документ касается в первую очередь именно УПЦ: "Идея в том, чтобы религиозные организации, центр управления которых находится в государстве-агрессоре, заключали с Украиной меморандум. В нем обязались не заниматься подрывной деятельностью против Украины. На примере Московского патриархата с начала АТО видим, что по всей стране церкви остаются агитаторскими пунктами против украинской государственности. Антиукраинскую литературу продают даже в центре столицы - в Киево-Печерской лавре. Кому нравится УПЦ МП как патриархат в плане вероисповедания - вопросов нет. Но они не должны прямо помогать террористическим организациям".
Председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов, в свою очередь, напоминает, что центр Украинской Православной Церкви находится в Киеве, а ее учредителем выступает Собор Украинской Православной Церкви.
"Учитывая позицию инициаторов законопроекта, действительно, предполагаю, что он направлен в первую очередь на вмешательство в деятельность УПЦ", - отмечает протоиерей Александр.
"Исходя из логики авторов законопроекта № 4511, он нацелен только на то, чтобы каким-то образом ограничить права конфессий, центр управления которых находится в РФ. Но пытаясь фактически легализовать схему политического давления на такие религиозные организации авторы законопроекта составили нелогичный и ошибочный коктейль из юридических норм, применение которых является невозможным на практике", - считает правозащитник из общественной организации "Украина православная" Олег Денисов.
С жесткой критикой этого документа выступили и в Главном научно-экспертном управлении Аппарата Верховной Рады Украины. Юристы вынесли однозначный вердикт - отклонить законопроект №4511, как нарушающий Конституцию и действующие в Украине законы.
Как отмечается в экспертном заключении, предоставление особого статуса для отдельных религиозных организаций не отвечает требованиям Конституции Украины и законодательству о свободе совести и нарушает принцип равенства, установленный статьей 5 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях", где указано, что все религии, вероисповедания и религиозные организации равны перед законом. Также данная законодательная инициатива грубо нарушает конституционный принцип невмешательства и отделения Церкви от государства, который закреплен в статье 35 Конституции Украины и гарантированное этой же статьей Конституции право на свободу мировоззрения и вероисповедания.
Аналогичные выводы касаются и второго законопроекта, который также в четверг поставят на рассмотрение в сессионный зал - № 4128, согласно которому предлагается внести в статью 8 Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" положения, регулирующие принадлежность лица к религиозной общине. Например, прописать термин "самоидентификация" и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, согласно решению которых может быть изменена подчиненность храмов конфессиям.
"Страна" уже анализировала в деталях текст этого проекта, который многие эксперты окрестили "законом о церковном рейдерстве".
Этот проект вызвал жесткое неприятие у Украинской православной церкви (МП), которая подозревает, что при помощи этого закона Киевский патриархат начнет отбирать у нее приходы - будет приводить в церковь специально собранных людей, которые на месте "самоидентифицируют" себя с данной церковной общиной и сразу же проголосуют за переход храма в подчинение УПЦ КП. Тем более, что с силовой поддержкой этих "рейдерских захватов" проблем не будет - праворадикалы и ранее охотно участвовали в отъеме храмов у УПЦ МП.
Один из авторов этого законопроекта, депутат от НФ Виктор Еленский заявлял "Стране", что каждый человек имеет право изменить религиозное подчинение, и именно это позволит законопроект.
"Понятно, почему этот законопроект не устраивает Московский патриархат. Потому что есть ряд населенных пунктов, где люди больше не хотят пребывать в Московском патриархате, но и не хотят уходить из церкви", - говорил Виктор Еленский.
В тоже время, резко против принятия данного закона выступил нардеп и крупный церковный меценат Вадим Новинский. "Этот законопроект узаконит церковное рейдерство, - заявлял депутат. - То есть технология будет такая. Захочет одна конфессия забрать церковь у другой, наймет несколько сот так называемых "активистов" в камуфляже. Те придут, "самоидентифицируют" себя как верующих данного прихода и проголосуют за переход под другую юрисдикцию и захватят церковь, выставив верующих на улицу. Естественно, это приведет к колоссальному росту религиозной напряженности по всей стране".
Отметим, что напряжение растет уже сейчас. Как и множатся случаи "церковного рейдерства".
И объектами "переподчинения" становятся именно храмы Украинской Православной Церкви. Один из крупнейших конфликтов состоялся в сентябре 2015 года в селе Катериновка Тернопольской области. Тогда произошла потасовка между православными верующими УПЦ, которые служили Литургию возле забаррикадированной церкви св. Великомученика Георгия Победоносца, и сторонниками Киевского патриархата и праворадикалами. В результате потасовки более 20 прихожан УПЦ получили увечья, а радикалы сломали центральные двери и захватили церковь, передав ее Киевскому патриархату.
В той же Тернопольской области уже около года длятся стычки и вокруг храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии Украинской Православной Церкви. Радикальные организации регулярно проводят возле храма пикеты, во время которых обвиняют прихожан храма в сепаратизме, финансировании военных действий на востоке страны и убийстве украинских солдат. По заявлению верующих УПЦ по этому факту уже открыто уголовное производство по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 161 Уголовного кодекса Украины (умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной враждебности и ненависти).
В селе Куты все той же Тернопольской области долгие годы длился конфликт вокруг Парафии Святой Праведной Анны УПЦ. Несмотря на то, что строительство храма было совершено за счет средств общины УПЦ, местный райсовет принял решение, в котором потребовал от Тернопольской обладминистрации отобрать храм у религиозной общины УПЦ и передать его в пользование Киевского Патриархата. На сторону властей стал хозсуд Тернопольской области, а затем и Львовский апелляционный хозсуд. В итоге храм захватили при помощи бойцов "Правого сектора". Аналогичная судьба постигла и четыре храма на Волыни.
Будут ли приняты законы
Отметим, что в прошлый раз эти законопроекты пытались провести через парламент в начале октября. Но тогда эта попытка сорвалась. В немалой степени, как уже писала "Страна", из-за позиции Администрации президента, в которой отдавали себе отчет в рисках резкого роста напряжения в обществе в случае принятия данных законов по и без того крайне конфликтной теме (см. выше).
Довольно негативное отношение к подобным новациям было и у европейских структур.
Опрошенные нами эксперты считают, что шансы на принятие этих документов и сейчас небольшие. А смысл вынесения скандальных документов в сессионный зал видят в попытке отвлечь общество от текущих социально-экономических проблем.
"Сейчас власть начинает проигрывать. На фоне провала с ООН, на фоне конфликта в Днепре власть проигрывает украинским радикалам. Поэтому включает новые манипуляции. Не обязательно все это будет принято. Но в возвращении к этой теме я вижу как попытки заигрывать с радикалами, так и давление на иерархов церкви, чтобы они были более договороспособны. Если будут приняты эти законы, это серьезно опустит рейтинги Украины, негативно отобразится на имидже государства. Безусловно, это будет еще одна линия раскола в обществе, как и проекты по тотальной украинизации, потому что православные общины настроены до последнего отстаивать свои храмы. И пока будет длиться эта борьба, у общества не будет времени ставить вопросы о коррупции, о тарифах, о налогах, о нищете. Для этого и вносятся такие законопроекты", - говорит "Стране" политический эксперт Руслан Бортник.
"Подобные законы в Европе вообще не могут быть приняты, поскольку в странах ЕС эпоха религиозных споров прошла несколько веков назад. Зато в Украине достаточно четко прослеживается предвзятое отношение к "невыгодным" религиозным организациям, которые нельзя инкрустировать в ту или иную политическую линию. Данное явление носит откровенно политический характер, особенно учитывая ту информационную кампанию по дискредитации УПЦ, которая активно ведется в СМИ в течение последних лет. И хотя представители УПЦ неоднократно подчеркивали, что Церковь отстаивает целостность и суверенитет Украины, в представление властей о правильном курсе Церковь банально не вписывается. Не в последнюю очередь это происходит и из-за той миротворческой позиции, которую выбрали в УПЦ", - говорит "Стране" священник Олег Точинский.
Если же парламент примет эти скандальные законопроекты, эксперты прогнозируют новый и чрезвычайно жесткий виток противостояния в обществе.
"Мы все помним, какое противостояние было когда уже пытались захватить храмы, - говорит Руслан Бортник. - Люди готовы были до последнего отстаивать свою церковь. Мы помним, каким масштабным был Крестный ход на Крещение Руси в июле прошлого года. Безусловно, такие законопроекты могут спровоцировать колоссальной гражданское противостояние, вплоть до кровопролития и религиозной войны, полностью дестабилизировав ситуацию в масштабах всей страны. На нас и так уже смотрят в Европе как на государство, где тон задают радикалы и неадекваты, где нарушаются права человека. Что будет, если у нас еще устроят войну по религиозному признаку, попытаются запретить крупнейшую конфессию? Нас окончательно вычеркнут из списка нормальных европейских стран".
Знакомые мне священники и богословы сравнивают этот законопроект с институтом уполномоченных в советское время. Они заблуждаются. Этот законопроет - калька с фашистской конституции ОУН Сциборского.Напомню пункты этой конституции, касающиеся религии:
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ – ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ
Артикул І
Украинское Государство признает религию за большую ценность, которая содействует развитию духовных сил человека, общества и Нации.
Артикул ІІ
Украинское Государство стоит на охране Церкви и совместного сотрудничества.
Артикул ІІІ
Национальными Церквями в Государстве признаются: Украинская Православная Автокефальная Церковь с Патриархом в Киеве и, Украинская Греко-Католическая Церковь с Митрополитом во Львове.
Артикул ІV
Отдельный Государственный Закон определяет общие правила организации Церкви в Украинском Государстве, обеспечивая её внутреннюю автономию и каноничные постановления и устанавливает её правильное взаимоотношение с Государством.
[ Скрины конституции ОУН под катом]Обратите внимание - Там фишка в том, что разрешаются исключительно автофекалы и униаты, а про каноническую Церковь (т.е. РПЦ) ни слова
Центральный Государственный Архив Высших Органов Власти и Управления Украины, фонд 3833, опись 1, дело 7, листы 1 - 9 (двусторонние).
Journal information