?

Log in

No account? Create an account

nickol1975

Пепел СССР стучит в моё сердце

Previous Entry Share Flag Next Entry
Треть военных кораблей СССР построены на одном николаевском заводе
nickol1975
Оригинал взят у 3d_shka в Треть военных кораблей СССР построены на одном николаевском заводе

в

На каждом историческом этапе развития страны морской флот играл важную роль в экономической и политической составляющей государства. Интенсивное развитие национальной экономики без эффективного использования транспорта невозможно, поэтому транспортная система государства должна работать взаимосвязано и четко, улучшая экономические показатели и способствуя ее росту, получая прибыль, как от строительства судов, так и от их эксплуатации. Коммерческий флот, был, есть и остается основой транспортной безопасности государства, показывая ее стратегическую мощь и обеспечивая экономическую независимость.

п

Первая мировая война, революция, гражданская война и разруха, нищета, голод в стране не стали помехой для того, чтобы 14 февраля 1918 г. был издан декрет Совнаркома «Об организации рабоче-крестьянского Красного Флота». Этот документ лег в основу возрождения флота. Здесь важно отметить, что за период революции и гражданской войны страна потеряла около 60 судов и около 310 были угнаны за рубеж. Однако к началу Великой Отечественной войны, за короткий 20-ти летний исторический период, государство смогло восстановить потери. Поэтому уже к 1941 г. торговый флот СССР насчитывал около 700 грузовых судов, не уступающим зарубежным аналогам.



Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон флоту страны. Но уже в послевоенный период началось возрождение судостроительной промышленности и флота Советского Союза.

а

Судостроительная отрасль СССР, уже к 70-м годам, вышла на лидирующие позиции в мире и стала ведущей морской державой. 5-е место по тоннажу занимал коммерческий флот и первое место в мире по количеству рыбодобывающих и перерабатывающих судов.

п

Развитие речного флота велось такими темпами, с которыми не смогла сравниться ни одна зарубежная страна. А суда смешанного плавания поражали всех своими современными конструкторскими решениями. Проекты судов река-море, были настолько грамотно просчитаны и технически исполнены, что за все время эксплуатации не было ни катастроф, ни разрушений корпуса, ни крупных аварий. Все, что создавали николаевские конструкторы, было воплощено в металл руками рабочих и инженерной мыслью, специалистами судостроительных заводов.

ы

Известно, что треть всех военных кораблей СССР были построены лишь на одном заводе им. 61 коммунара. Это один из старейших заводов страны, освоеный в 1788 г. В 1920 г. произошло слияние трех предприятий «Руссуд», «Ремсуд» и «Тэмвод», однако их мощности были незначительны. К 1930 г. завод был полностью восстановлен и реконструирован. В 1931 г. он получил название Судостроительный завод имени 61 коммунара. Основная специализация завода — это военные корабли: эскадренные миноносцы, эсминцы, подводные лодки и другие плавсредства для ВМФ страны.

п

После войны завод был восстановлен, модернизирован и продолжал строить военные корабли. С начала 1960 г. завод начинает осваивать строительство коммерческих (гражданских) судов: рефрижераторы, сухогрузы, рыболовные траулеры. Для гражданского флота завод построил 90 коммерческих судов различной грузоподъемности, 25 из которых для иностранных компаний. За время своего существования заводом построено 2000 военных кораблей и коммерческих судов.

в

Черноморский судостроительный завод. История завода начинается с 1895 года. С 1917 по 1941 годы построено 113 единиц, как коммерческих судов, так и военных кораблей, среди которых: крейсер «Молотов», эсминцы и подводные лодки. Однако в период ВОВ завод был полностью разрушен. Из 784 зданий уцелело только два. После освобождения Николаева (28 марта 1944 г.), с апреля месяца началось его восстановление. Одновременно велась подготовка специалистов для судостроительной промышленности в училищах РУ, ФЗО, судостроительном техникуме и судостроительном институте. В 1945 г.началась достройка эвакуированных судов. А с 1947 г. было начато строительство новых судов. После возрождения ЧСЗ стал не только крупнейшим заводом в СССР, он стал многофункциональным современным заводом, модернизированным и технически оснащенным.

п

С 1945 г. по 1991 г., начался длительный период созидания. Важно отметить, что завод вел одновременно строительство военных кораблей (около 40% заказов) и коммерческих судов (примерно 60% заказов): среди которых ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы, супертраулеры, танкеры, балкеры, БМРТ, плавмастерские и др. типы судов. За данный период завод построил и сдал заказчику более 500 судов. Одной из самых ярких страниц в истории завода было строительство китобойной базы «Советская Украина», вертолетоносцев: «Москва» и «Ленинград», а затем авианесущих кораблей: «Киев» и «Минск» для ВМФ СССР.

е

в

Судостроительный завод «Океан» основан в 1951 г. Гордость советского судостроения. С 1952 г. по 1972 г. завод построил и сдал заказчику более 200 судов, среди них: 7 — морских сухогрузов типа «Иргиз» дедвейтом 2290т., 46 рефрижераторов типа «Таврия» — дедвейтом 5400 т., 2 лесовоза типа «Малоярославец» и 12 лесовозов типа «Сибирь», 15 траулеров типа» Алтай» построенных для Мурманского тралового флота.

С 1960 г. по 1964 г. на заводе была проведена первая реконструкция, а в 1968 г. началось производство морозильных супертраулеров «Алтай» - дедвейтом 6470 т. с дизель-электрической установкой 5000 л.с. Данная серия составила 31 судно.

ц

В 1970 г. была начата вторая модернизация завода, которая включала строительство сухого дока, крупнейшего в Европе, что позволило заводу начать строительство крупно тоннажных судов, нефте — рудовозов типа «Борис Бутома» дедвейтом 100.000 т. и серию из 26 балкеров, типа «Зоя Космодемьянская» («Харитон Греку») дедвейтом 52700 т., данный проект был разработан ЦКБ «Черноморсудопроект». А также рыбодобывающие базы и научно — исследовательские суда.

п

в

Подводя итоги развития судостроения в СССР, важно отметить, что Николаев играл не только ключевую роль, как в развитии судостроительной отрасли страны, так и развитии флота. Здесь были сконцентрированы крупнейшие судоходные компании страны. Конструкторские бюро и научно — исследовательские институты смогли разработать и внедрить в производство, а судостроительные заводы освоить строительство всех видов коммерческих судов, современных военных кораблей, речных судов, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих судов, судов обслуживания, портового флота, научно-производственных и учебных судов. Только морские пароходства страны получали более 100 коммерческих судов различных типов ежегодно. Часть выпускаемой продукции строилось на экспорт для зарубежных судоходных компаний.

в

Важно отметить, что созидательный порыв охватил всю транспортную отрасль, где слились воедино интересы государства, дальновидность правительства, высокий потенциал научной и инженерной мысли, высокого энтузиазма технического и рабочего персонала. Это дало возможность Советскому Союзу стать ведущей морской державой в мире и занять достойное пятое место по общему тоннажу в мировом рейтинге. Здесь есть чему поучиться, есть что проанализировать, есть над чем задуматься.

По материалам: hvylya.org



promo nickol1975 february 24, 2013 20:11 12
Buy for 20 tokens
Портрет Павлика Морозова, созданный на основе единственной дошедшей до нас фотографии. nbsp;С началом т. н."Перестройки плавно переходящей в перестрелку" "демократы" и "либералы" всех мастей уничтожали всякую память о Советском Союзе, о его героях. Тогда все…