Документальный фильм об известном советском подводнике Иване Бурмистрове.
Аннотация:
Творческая мастерская "Братья Карташевы", Ставропольский государственный медицинский университет, Библиотека-музей имени И.А.Бурмистрова, Ставропольское региональное отделение Общероссийского Движения поддержки Флота представляют третий фильм из серии "Даниловский мемориал", посвященный жителям города Ставрополя, похороненным на Даниловском кладбище.
Документальный фильм "Подводник №1" повествует о героической судьбе Ивана Алексеевича Бурмистрова — уроженца города Ставрополя, советского командира-подводника, первым из военных моряков удостоенного звания «Герой Советского Союза».
Иван Алексеевич участвовал в национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 годов, во время которой он командовал подводными лодками «С-6», «С-1», «С-4» военно-морского флота республиканской Испании.
В годы Великой Отечественной войны руководил выводом недостроенных подводных лодок из Николаева, организовывал эвакуацию людей и грузов из Феодосии, Ялты, Севастополя. Осуществлял разведывательные плавания на подлодке «Щ-201» в целях подготовки Керченско-Феодосийской десантной операции, участвовал в десанте, получил ранение.
По окончании Военно-морской академии был назначен командиром отдельного дивизиона строящихся подводных лодок в Ленинграде.
До выхода в отставку в 1950 году капитан 1-го ранга И.А.Бурмистров занимался преподавательской работой.
Вернувшись в Ставрополь, работал директором кожевенного завода.
Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями. Почётный гражданин города Ставрополя. Похоронен на Даниловском кладбище.
На тему выдающихся советских подводников времен Великой Отечественной Войны, неплохой обзорный материал вот здесь http://lemur59.ru/node/9969
И с оказией, на тему ветеранов. Хороший друг с которым мы активно работали по Донбассу и во время Крымской весны, прислал историю на тему памяти и отношения к ветеранам.
Награда жителю осажденного Севастополя.
4 июля этого года мне довелось встретить соседа, Севастопольца, который пережил ужас Великой Отечественной Войны, находясь в осажденном фашистами Севастополе. На момент оккупации в 41-ом ему было всего 8 лет.
85-летний Йосиф (как привыкли называть его все соседи) показал "награду", выданную ему в этот день правительством Севастополя, что не позволило мне остаться безучастным и спустя несколько дней я уговорил соседа разрешить мне сфотографировать "награду" и написать эту статью.Находясь под впечатлением от полученной "награды", которая больше походит на дешевый, кустарно сделанный некачественны значек, я не удержался от того чтобы не описать об этом случае. Ведь сколько их еще осталось в живых? Тех людей кто сражался за нашу Родину и тех людей, кто испытал на себе все ужасы Великой Отечественной Войны, будучи тогда по сути ребенком. Разве заслуживают они такого отношения?
В разговоре с Йосифом, он не без слез поделился историей своей жизни в осажденном Севастополе. На момент войны ему было всего 8 лет. До эвакуации в 42-ом году он пережил все - от бомбежек до голода. Одним из самых запомнившихся им во всех деталях событии тех лет, который 85-летний Севастополец даже сегодня вспоминает со слезами на глазах, был момент эвакуации из Севастополя в 42-ом. Вначале эвакуировали руководящий состав, и только позже гражданских начали вывозить на буксире от Угольной пристани на рейд, где стоял крейсер "Молотов", который должен был эвакуировать людей.
Крейсер "Молотов" входит в Северную бухту Севастополя. Январь 1942 года.
Во время эвакуации, и позже при выходе в море крейсер подвергался постоянным бомбардировкам. Особо запомнился случай, когда изголодавшиеся люди на борту "Молотова", почти сразу после выхода в море, начали прощаться друг с другом, вместо предложенного моряками огромного чана с мясной похлебкой, когда авиация противника пошла на 2-ой заход, нанося удары по крейсеру. Для тех кто не знает что такое голод будет очень трудно понять эпизод с чаном.
Йосиф помнит как разорвалась бомба с права по борту и крейсер получил повреждения, а люди падали на палубе посеченные осколками фашистской авиации. В тот рейд многие гражданские от взрослых, до детей его возраста помогали перетаскивать раненых и участвовали в борьбе за живучесть корабля, помогая перекладывать груз и вещи.
Из описания похода крейсера Молотова в осажденный Севастополь 12 июня 1942 года:
[ Spoiler (click to open)]
Крейсер "Молотов" на пути в Севастополь.
В 18:23 над кораблями появился самолет-разведчик, а в 20:28 началась бомбардировка кораблей. Сначала 6 пикирующих бомбардировщиков попытались атаковать суда, но оба судна уклонились от сброшенных на них бомб. Затем «Молотов» был атакован с правого борта двумя пикировщиками и одновременно с левого борта четырьмя торпедоносцами. Один из последних удалось сбить, а от сброшенных им торпед крейсер уклонился. Через 6 минут после этого нападения «Молотов» с горизонтального полёта был безрезультатно атакован бомбардировщиками. Ещё через 4 минуты последовала совместная атака двух торпедоносцев и двух бомбардировщиков. Корабли избежали прямых попаданий, но от близких разрывов в корпусе крейсера образовалась течь, и временно вышли из строя некоторые механизмы. Прорывая блокаду, зенитчики «Молотова» за 30 минут (с 20:28 по 20:57) израсходовали 96 снарядов калибра 100 мм, 147 калибра 45 мм, 406 калибра 37 мм и 1082 патронов калибра 12,7 мм.
В 23:52 корабль подошел к Угольной пристани и, согласно полученному приказу из штаба Севастопольского оборонительного района, открыл огонь 13 июня в 1:58 по Бахчисараю из двух носовых башен (по два выстрела в залпе). Артиллеристам крейсера удалось взорвать эшелон с боеприпасами. Одновременно 100-мм орудия обстреливали Камышлы. Тем временем началась выгрузка боеприпасов и артиллерии с правого борта на причал по двум сходням и восьми лодкам и с левого борта по двум сходням на баржу. К приходу крейсера на причале собралась толпа раненых и эвакуируемых, которые до окончания работ устремились на корабль, заполняя помещения и палубу и мешая разгрузке, поэтому невыгруженными остались 42 т боеприпасов. Закончив стрельбу по Бахчисараю, «Молотов» перенес огонь на Сюрень и Опытное, израсходовав 51 снаряд калибра 180 мм и 84 калибра 100 мм. Приняв 1065 раненых и 350 женщин и детей, крейсер в 2:30 13 июня отдал швартовы и вслед за эсминцем «Бдительный» вышел из Севастопольской бухты. Пройдя Херсонесский маяк, крейсер по заданию штаба Севастопольского оборонительного района обстрелял немецкие войска в пунктах Торопова дача, Сухая балка, Сухая речка и Камары. Закончив стрельбу (израсходовано 73 снаряда калибром 180 мм), корабли увеличили ход до 28 узлов, повернули на юг и в 19:40 благополучно возвратились в Туапсе.
10 и 13 июня вражеская авиация потопила транспорты «Абхазия» и «Грузия», шедшие в Севастополь с боеприпасами. Защитники города остались почти без снарядов, и командующий Севастопольским оборонительным районом и флотом Ф. С. Октябрьский приказал повторно направить сюда крейсер «Молотов» с войсками и возможно большим количеством боезапаса. Это рискованное решение основывалось на том, что крейсер успевал за темное время суток прорваться в Севастополь, разгрузиться и выйти из опасного района. 14 июня в 8:21 «Молотов» вышел из Туапсе и, развив 30-узловую скорость, в 11:15 прибыл в Новороссийск. Встав у Импортной пристани, он принял на борт 373 т боеприпасов, 45 т продуктов, 60 т различного имущества и 24 миномета, а затем переместился к причалу № 5 для принятия мазута и посадки войск (3175 человек). 15 июня в 2:20 крейсер вышел в море при сопровождении эсминца «Безупречный» на скорости от 20 до 29 узлов. В пути вражеская воздушная разведка не появлялась, и в 0:06 16 июня корабли благополучно вошли в главную базу. Швартовка затруднялась 6-балльным южным ветром и отсутствием швартовных палов, уничтоженных снарядами и бомбами, но крейсер всё же встал к Угольной пристани и начал быстро разгружаться. У стенки корму «Молотова» все время удерживал буксир, но ветер дважды отгонял корабль от берега. Из 100-мм орудий крейсер открыл огонь по селению Камышлы, израсходовав 84 снаряда. В ответ по месту его стоянки открыла огонь немецкая артиллерия, и тяжёлые снаряды разорвались на причале и в воде. Из штаба базы поступил приказ немедленно возвращаться. В 1:55 корабль с 1625 ранеными и 382 эвакуируемыми без помощи буксиров только при помощи своих машин, работавших враздрай, то есть в противоположных направлениях, развернулся на выход и в 2:40 прошел боны (невыгруженными остались 62 ящика боеприпасов). В 3:11 корабль лег на курс 137° и на скорости 20 узлов с 3:17 до 3:34 обстрелял главным калибром Камышлы и Алсу, израсходовав 113 снарядов. Увеличив ход, крейсер вместе с «Безупречным» вышел из зоны действия блокадных сил противника и 17 июня в 1:25 прибыл в Новороссийск, где разгрузился и 18 июня ушёл в Поти.
Получив много повреждений, среди которых было 2 серьезных пробоины, крейсеру чудом удалось дотянуть до Туапсе. По приходу в Туапсе люди остались практически вообще без своих нехитрых пожитков, т.к. крейсер был перегружен, имел обширные повреждения, а все вещи, находившиеся на палубе были смыты сильной волной уже при подходе к Туапсе. Дальше их на поезде эвакуировали в Тбилиси, где мать Йосифа устроилась работать на военном заводе.
В 1945 г. семья вернулась в Севастополь. По возвращении пришлось долго жить в подвале, т.к. их дом, как практически все здания Севастополя были полностью разрушены. Послевоенная жизнь Севастополя не была простой. Процесс разминирования и восстановления города был тяжелым и длительным. И не последнее участие в этом принимали Севастопольцы, вернувшиеся в город после войны, такие как семья Йосифа. После войны Йосиф 50 лет жизни посвятил работе в госпитале Севастополя.
С разрешения Йосифа выложу фотографии "награды" чтобы читатели смогли сами увидеть на что она похожа:
От себя добавлю, что сам значок и правда выглядит дешево, схожего типа значки (на тему обороны Брестской крепости) я помнится покупал еще в 1991 году в Бресте в обычном киоске "Союзпечати".
В общем, с учетом того, что живых свидетелей и участников тех событий, осталось не так много, хотелось бы, чтобы подход к заботе о них, был не формальным и люди чувствовали, что о них вспоминают не для галочки к празднику.
PS. Мою бабушку кстати примерно также эвакуировали из Севастополя, только не на "Молотове", а на одном из транспортов в мае 1942 года. Как она потом вспоминала, на корабль она опоздала и матросы на пирсе раскачали ее и перекинули на отходящий корабль. Транспорт шел по тому же маршруту Севастополь - Туапсе, где она и прожила в эвакуации до 1944 года, когда смогла вернуться в освобожденный Севастополь на развалины семейного дома. Так что у моих предков была схожая судьба с Иосифом.
Journal information